Трезвый Омск: доживём ли?

    В настоящее время официально признанный факт это то, что идёт информационная война и против России  она ужесточается. Поэтому, пришло время нам вспомнить то, как наши предки противостояли вражьему натиску. Период, который мы сегодня проживаем, можно сравнить с периодом Сталинградской битвы.  Один из  фактов об этой великой битве: чтобы отразить очередную вражью атаку, туда  была направлена элита 13-й гвардейской дивизии; первые 30% прибывших погибли в первые сутки после прибытия. Общая смертность составила 97%. Средняя продолжительность жизни  солдата составляла –  по разным источникам двадцать четыре / четыре часа.  Прорыв  в оборонительно – наступательных действиях совершила армия Василия Ивановича Чуйкова.  А кто такой Чуйков?  Это блестящий профессионал, который имел успешный опыт боевых действий. Элиту этой грозной армии составляли сибиряки  ( 284 стрелковая дивизия), которые также обладали профессиональными навыками, ведь, человек сибирский был лучше готов к тяготам и опасностям войны. И убить его было гораздо труднее. Своим подвигом, своей жизнью воины-сибиряки заслужили оценку, данную маршалом В.И. Чуйковым: «Сибиряки были душой сражения за Мамаев курган, за Сталинград».

                        А что же сейчас? Информационная война идет по нескольким  направлениям. Одно из них, это формирование зависимого поведения  у всех слоёв населения, но если опираться на исследования МГУ им. Ломоносова, то этому процессу особенно подвержены дети и молодёжь.   Количество зависимостей в мировой практике описано более 400   и число их будет неуклонно расти. Наиболее опасной является  угроза алкогольной и наркотической зависимостей, и  с высоких трибун эту угрозу называют как угроза национальной безопасности.

        Казалось бы, много проводится профилактической работы, а рост зависимостей растёт пропорционально количеству проведённых мероприятий.  Как можно противостоять столь серьёзной тенденции?

         На наш взгляд, для осуществления эффективного решения проблемы необходимо вводить ряд инноваций. Прежде всего, это:

• Мониторинг ранних факторов риска вовлечения в наркозависимость – любой возраст обучения (средний, старший, колледжи, техникумы, вузы). В Москве с участием учёных МГУ им. Ломоносова уже 3 года ведётся мониторинг по следующим параметрам:

– Ранние факторы риска,

– Личностные компетенции – погодовый мониторинг,

– Токсичность учреждений.

С 1992 г. такая  работа ведётся ежегодно в США, Австрии, Японии, Канаде, Европе.

• Необходимо проводить исследования по изучению причин возникновения зависимости и на основе этих данных разрабатывать программы формирования необходимых защитных психологических барьеров к употреблению психоактивных веществ.

• Кроме этого, существенно назрел вопрос о разработке на региональном и муниципальном уровнях Концепции государственно-социального партнерства в деле организации трезвеннического движения.

        Занимаясь  не первый год общественной деятельностью, убедилась, что проектное решение является наиболее эффективной формой по предотвращению негативных явлений, т.к. работа ведётся системно, существует, в случае изменения ситуацию, возможность корректировать проектную программу, а самое главное, это возможность измерить результат. Так, за 2014/15 учебный год нашей организацией были реализованы следующие проекты: «ЮниПро.ру», «Идеальный выпускной», Фестиваль «За жизнь, за трезвую Сибирь!».        Нужно заметить, что все проекты, которые мы реализовали и реализуем, проходят очень трудный путь. И, пожалуй, самое сложное – это замотивировать людей, принимающих решение об участии или неучастии. На наш взгляд, основная причина – равнодушие или формальный подход к профилактике, отсутствие профессиональных компетенций, а иногда, и отрицание того, что проблема алкоголизации и наркотизации наших детей и молодёжи существует. Но жить по принципу: «Моя хата с краю – я ничего не знаю» - это значит, свою совесть разменивать комфортом существования. Убеждаюсь с каждым годом,  что активность учителей пропорционально отражает позицию и активность руководящего состава. И, что скрывать, иной руководитель вместо поддержки учителя ещё и скажет: «Дескать, что ты со своей там трезвостью…, давай к нам, в компанию». Понимаю, что эффективное взаимодействие можно построить только в том случае, когда ценности организаций, людей одинаковы. Наши ценности – это  любовь к Родине, детям, молодёжи, собственная трезвая позиция, будущее России. Там, где по этим позициям идёт совпадение с руководством госструктуры, администрацией образовательного учреждения в котором обучаются дети, молодёжь, то мы начинаем прекрасно слышать  другу друга с первых минут общения.

        Необходимо вести системную работу с родителями, т.к. сами родители приобщают детей к выпивке в 60,5 % случаев, и этот возраст снизился до 4 лет в нашем регионе. Еще 20 лет назад проблемы подросткового алкоголизма в России не существовало, а сегодня,  согласно исследованиям,  лишь 28,7%    

находятся в ситуации трезвости.

      Помимо этого, считаю, что необходимо результативность профилактической работы измерять не количеством проведённых мероприятий, а ключевыми показателями ставить KPI, благодаря которым, станет ясной ситуация изменения динамики зависимого поведения и считать объектом профилактики - внутренний мир личности, т.е. его душу.

     Таким образом, я предлагаю, все наши встречи, мероприятия, уроки приводить к определённым результатам, которые будут каждый раз формировать новый качественный уровень и тем самым мы сможем достойно противостоять информационным атакам. А, по-другому быть не может. Ведь, мы же сибиряки!