Анализ студенческих проектов социальной значимости. г.Омск

Анализ студенческих проектов социальной значимости

в контексте проблемы профилактики алкогольной зависимости:

противоречия, особенности, тенденции, перспективы работы

в образовательных учреждениях  (на материалах конкурса в г. Омске)

 

 

Мацуй Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук,

 декан факультета практической психологии,

проректор по дистанционному обучению, 

Институт психологии и педагогики (г. Москва)

 

В образовательном пространстве г. Омска и Омской области такой феномен, как профилактическая работа существует и требует внимания, профессионального отношения всех, кто заинтересован в эффективности деятельности по предотвращению зависимостей – прежде всего, алкогольной, табакокурения, наркотической и иных видов. В настоящее время происходит выстраивание профилактического пространства  – пространства свободы от зависимости (алкогольной и иной). Инициатива студентов и учащихся образовательных учреждений Омска и области  – участие в конкурсе социальных проектов – предоставляет возможность провести рефлексию качества результата общественного движения в молодёжной (студенческой) среде. Задача аналитического обзора творческих работ студентов и школьников вузов и ссузов Омска и Омской области – выявить противоречия, обозначить ключевые проблемы, определить приоритетные направления работы по формированию готовности молодых людей к волонтерской деятельности, к разработке и реализации проектов профилактической направленности.

На этапе подготовки к конкурсу областного фестиваля добровольческих инициатив молодежи «ЗА ЖИЗНЬ, ЗА ТРЕЗВУЮ СИБИРЬ!» нами была проведена экспертиза некоторых работ, которые можно рассматривать в определённом смысле  в качестве продукта не только проектировочной, но и профилактической деятельности представителей студенчества  и учащейся молодёжи Омска. Именно эти проекты дают основания для оценки состояния готовности  молодых людей к решению   задач профилактики в рамках волонтёрского движения, а также оценки ситуации в городе и области с подготовкой субъектов профилактической деятельности (самих студентов, учащихся, педагогических и руководящих работников образовательных организаций и учреждений и др.). Подчеркнём, что все  выводы и суждения в части проблем, тенденций развития и факторов, позитивно воздействующих на реальную практическую работу в молодёжной среде по предупреждению возникновения аддикций, сделаны нами исключительно в рамках того эмпирического материала, который накоплен в процессе экспертизы, рецензирования, консультаций по вопросам проектов  (апрель 2015 г.).

К числу этих работ относятся следующие (уточняем, что  намеренно приводим полное название проектов, так как сама формулировка работ уже рассматривается нами  в качестве одного из этапов профессиональной рефлексии – методологической):

 

n/n

Наименование проекта

Разработчики проекта

Наименование  образовательного учреждения

1.

«Цифровая фотовыставка «Реквием по мечте»»

 

Проект студентов Омского технологического колледжа.

Автор идеи и исполнитель – Светлана Васильевна Нефф.

2.

Проект для школьников  - учащихся 7-го класса общеобразовательной школы

Группа волонтеров – студентов Омского филиала  Финансового университета при Правительстве РФ

3.

Проект «Профилактика наркотической зависимости в молодежной среде» 

Магистранты

 Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (далее в тексте – СибГУФК) г.Омска: Мартынюк А. П., Лайзан К. Д., Средний Д. О., номинирующие свою работу как «Проект по профилактике негативных зависимостей, пропаганде здорового образа жизни среди молодёжи»

4.

Номинация Фестиваля – «Социальная реклама»

 

Студенты Омского института водного транспорта

5.

Профилактика психологической зависимости молодёжи

Студенты факультета психологии и педагогики  Омского государственного педагогического университета

6.

Проект игры - квест

Студент  Омского Государственного Аграрного Университета  им. П.А.Столыпина  Коровкин Виталий  Владимирович и команда  проекта – волонтёрский центр  ОмГАУ им.П.А.Столыпина.

7.

Социальная реклама как средство  профилактики пьянства в молодёжной среде

Студентка Омского колледжа профессиональных технологий Данилова  Алина Валерьевна (научный руководитель – Бейч О.Н.).

8.

«Трезвость – наш выбор!»

 

Учащиеся БОУ

 «Полтавский лицей»  Полтавского муниципального района  Омской области

9.

Проект по профилактике негативных зависимостей,

пропаганде здорового образа жизни среди молодежи

БПОУ «ТСТ»

10.

Проект   «Здоровый специалист  – здоровое общество»

Студенты Омского колледжа торговли, экономики и сервиса

11.

Проект «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ДЕТАЛЯХ»

 

Студенты Омского педагогического колледжа № 1

12.

Акция «Письмо маме»

 

Студенты Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)»

13.

Проект «Профилактика алкоголизма в семьях»

Студенты Омского авиационного колледжа

 

Следует отметить, что разнообразие тем, жанров, технологических решений поразительно. С креативностью у молодёжи Омска и области всё в порядке (лекции, занятия в форме беседы, интерактивные игры, анкетирование, тестирование  и пр.).  Большинство из представленных работ  выполнены студентами при поддержке администрации вуза (ссуза).          Значимые профессиональные новообразования (рефлексия, интуиция, импровизация и др.)  формируются, в частности, и в процессе работы над такими проектами, как представленный на рецензирование материал студентов педагогического университета.Заслуживает поддержки  позиция студентов, планирующих  заниматься с подростками, с молодыми людьми, используя возможности  просветительской работы, информирования учащихся обо всех рисках зависимого поведения. В одном из проектов путь к свободе от зависимости, средство защиты (самозащиты) от рисков, собственных слабостей, мотивация на самореализацию, на достижения успеха в карьере и во всех личных проектах  – этот путь студенты обозначили через систему ценностей, важнейшей компонентой которой является отношение к женщине, к матери.  Это – то, что может объединить студентов, молодых людей в их судьбе, в их столкновении с трудными жизненными ситуациями, в противостоянии соблазнам, в противодействии болезни, нездоровью, зависимости (от алкоголя, наркотиков, табакокурения и других видов).

На наш взгляд, именно проектирование, моделирование, планирование студентами своей деятельности по решению задач противостояния угрозе зависимости (на примере алкогольной) подростков, молодых людей способствует формированию готовности будущих специалистов (в частности – педагогов и психологов) к адекватному  решению проблем – проблем построения профилактического пространства родного города, вуза, школы, центра. Студенты, занимаясь подобными проектами, повышают уровень и состояние не только собственного профессионального развития (умение вариативно мыслить, умение строить общение и взаимодействие, умение оказывать эмоциональную поддержку, умение преодолевать затруднения в сложных ситуациях, умения создавать и  работать  в команде, умение убеждать, пр.).

Позитивная черта нескольких проектов – то, что работы ориентированы  на обеспечение условий для формирования значимых  в контексте задач профилактики специфических компетенций  участников  проекта (учащихся школ, ссузов, посетителей сайта университета, потенциальных зрителей ролика, размещенного в Интернете). Так, например, студенты факультета, выпускающего профессионалов в области социальной работы, в частности (психология социальной работы, профилактика зависимого  поведения, оказание психологической помощи людям в трудной жизненной ситуации), в области воспитания, обучения, развития, предприняли попытку обозначить свое понимание возможностей профилактической работы.

Рекомендации, предложения и замечания в отношении большинства из рассмотренных проектов продиктованы, прежде всего, принятием идеи системного  подхода  к проблемам профилактики зависимостей в молодёжной среде. Концептуальное понимание проблемы профилактики во многом отражает эмпирический и теоретический  опыт, накопленный «профилактистами»  в разных странах мира, не исключая и  отечественную практику и методологию формирования безопасного, свободного от зависимостей пространства города, образовательного учреждения, др.

Настораживающая  тенденция, рельефно обозначенная  в процессе ознакомления со студенческими работами:  «благое намерение» осуществлять профилактическую работу с молодёжью  оказывается в реальной действительности пропагандой (выполненной увлекательно, заинтересованно, с проявлением творческих способностей  инициаторов и исполнителей  – в карнавальной фактически форме, с элементами театрализации) зависимости. Яркие костюмы (один из главных моментов замысла разработчиков одного из проектов), элемент соревнования, драйв, кураж, action  – всё это  и другое, что было запланировано, фактически способствует усилению привлекательности, внесению романтической легкомысленности, завуалированной романтизации «пития», «употребления» алкогольных напитков.

Волонтёры – студенты вузов и ссузов – не владеют, как правило, знаниями и умениями, не обладают соответствующими компетенциями в части экспертизы социальной рекламы. Как видно из материалов  студенческих проектов, ребятам не знакомы   КРИТЕРИИ  эффективности социальной рекламы, самое главное – критерии истинной профилактической рекламы. В работе с волонтерами следует, по нашему мнению, уделять серьезное внимание тому, как отличить ПСЕВДОПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ рекламу и истинную профилактическую рекламу.  К сожалению, в большинстве работ  этого  не удалось обнаружить. Например, самая продуктивная идея со стендом (в виде ширмы!)  постоянно обновляющейся социальной рекламой в вузе может быть выхолощена формальным подходом к подбору рекламных материалов (постеров и др.). Кто будет отбирать? На какие КРИТЕРИИ будет ориентироваться при отборе материалов? Прекрасная идея может завести в тупик: увы! – на современнейшем стенде – материалы, отражающие идеологию ПСЕВДОПРОФИЛАКТИКИ алкогольной зависимости среди студенчества.  В процессе создания буклетов, листовок, компьютерных презентаций важно проводить мониторинг, экспертизу содержания этих информационных материалов. Реальная опасность, типичная ошибка – ПСЕВДОПРОФИКТИЧЕСКОЕ содержание. Задача выявления этого заблуждения – задача, решению которой необходимо обучать студентов и всех других представителей профилактического движения.

Нам импонирует то, что авторам проектов, как правило, удалось избежать излишней назидательности, морализаторства….

Принципиально важно подчеркнуть, что деятельность волонтеров, групп инициативных учащихся и других субъектов профилактики не должна поразить всех своей оригинальностью, экстравагантностью. В классические формы работы   с учащимися вносится новое содержание, иное понимание целей и результатов.  Проекты отличает целостность, позитивность, искренность, технологичность. Ребята – составители проекта –  в своей работе продемонстрировали готовность к проектной деятельности: например, рельефно обозначены такие умения, как планирование мероприятий и всех этапов их подготовки; рефлексия собственных  действий, моделирование ситуации выбора, умение выбрать адекватную форму  профилактическому содержанию своей деятельности.

Есть основания для выявления группы объективных противоречий, которые не могут быть нами проигнорированы в процессе УПРАВЛЕНИЯ волонтерским движен6ием профилактической направленности:

- противоречие между мотивацией  молодых людей (студенты-омичи) на проведение столь социально значимой работы, как профилактика алкогольной зависимости, с одной стороны, и низким уровнем готовности к этой деятельности, с другой;

- противоречие между саморазвивающимся молодёжным студенческим и ученическим движением по противостоянию алкогольной (и иной!) зависимости, с одной стороны, и необходимостью в управлении этим процессом – с другой;

- противоречие между уникальностью индивидуальных проектов социальной направленности, с одной стороны, и технологичностью командных проектов, рассматриваемых нами в качестве профилактических постов в образовательном учреждении – с другой стороны;

- противоречие между разрозненностью отдельных мероприятий, мини-проектов, с одной стороны, и системностью как основой деятельности по решению задач профилактики, с другой стороны;

- др. 

Обозначим лишь некоторые из проблем, которые были выявлены в процессе экспертизы качества студенческих социальных проектов. В основе проблем – объективные (подчеркиваем это!) противоречия. Одна из проблем – неготовность студентов к целеполаганию. Поставить реальные, хорошо диагностируемые цели, определить понятные всем задачи профилактики – это особая деятельность. Этому нужно обучать!

Проблема формализации профилактики… Так, профилактическая сущность многих  планируемых «мероприятий» (встреч, бесед, флеш-мобов…)  может быть выхолощена  низким качеством и недостаточным уровнем условий (нормативных, организационно-содержательных,  программно-методических, мотивационных, информационных, диагностических, кадровых, иных….), без которых  проблематично представить достижение желаемых результатов. Псевдопрофилактический эффект  «мероприятия» – увы! – прогнозируется с достаточной долей вероятности в подобных случаях.  Классный час, конференция, деловая игра  – всё это требует тщательной подготовки, владения особыми технологиями и методиками подготовки и проведения. Каким образом это будет оцениваться самими учащимися, которые инициировали эти мероприятия?  Иногда шаг назад, отсутствие действия приводит к более позитивным результатам, чем формально выполняемая деятельность.

Поддержка инициативы студентов по подготовке и самостоятельному проведению любых акций, различных мероприятий при содействии педагогических работников, сотрудников образовательного учреждения. Обеспечение таких условий, чтобы роли, функции, мотивация на участие в «акциях» у студентов были  отличными от ролей и функций «статистов», «исполнителей». Безусловно, это – проблемы  развития.

Еще одна проблема – качество диагностического инструментария. К примеру, не любая анкета позволит выявить то, что запланировано.  Не каждый студент, очевидно, сможет выступить в качестве разработчика анкеты. Не каждый студент и даже преподаватель готов к выбору адекватного, надёжного, валидного материала для проведения анкетирования, тестирования.

Скрытый потенциал профилактической работы – развитие готовности к исследовательской деятельности.  Готовность к этой работе формируется в рамках совместной работы с преподавателями над конкретными вопросами, проблемами. Великолепная возможность в  процессе профилактической деятельности развивать знания, умения исследовательского характера, мотивацию на выявление сущности явлений – например, сущности зависимости, на постижение смысла свободы от зависимости, поиск путей достижения желаемого результата….

 Тренинги, ролевые игры и дискуссии, по нашему мнению, в процессе решения профилактических задач принесут пользу, профилактически значимый результат исключительно при условии профессиональной подготовки и проведения обсуждения проблем. Экспромт в проведении таких мероприятий может привести к достижению противоположного желаемому результата.  Оценка замыслов студентов, реальных результатов их совместной работы, материалов, в которых эти результаты представлены, очевидно, должна быть  не только комплиментарного характера. Предложения, конструктивные замечания, советы по корректировке новых проектов свидетельствует об уважении ко всем участникам (субъектам) профилактического движения, о перспективах данной работы, о профессиональном подходе к диагностике результатов, прогнозированию рисков, к определению тактики и стратегии начинаний ….

Еще одна проблема – готовность молодых людей (волонтеров, профилактистов!) к общению и взаимодействию с аудиторией – со своими сверстниками, с младшими школьниками. Не все из них получают, например, педагогическое или психологическое образование…. Не все из них владеют соответствующими педагогическими технологиями. Важные компетенции для субъектов профилактической работы – умение, например, подготовить и провести  встречу, занятие в интерактивной форме –  беседу, дискуссию, полемику, деловую или учебную игру, мастер-класс, тренинг и др.

Понимание результата волонтерской  деятельности и его составляющих, судя по представленным проектам, отражает, скорее, нормативно-правовой, формальный, административный уровень анализа деятельности.  Еще одна проблема – понимание результата профилактической работы.

Проблема формирования такой компетенции, как умение защищать свой замысел, идею, проект. Умение самопрезентации. Умение подготовить командное выступление, в какой бы форме он не проходило….. Мелочей в профилактической работе нет. Безусловно, главное – это понимание сущности этой работы, постижение смысла этой деятельности.

Выводы, к которым мы приходим на основе анализа проектов студенческой молодёжи г. Омска и области:

  1. Обучение будущих волонтеров – студентов инициативной группы  – обязательная составляющая системы профилактики в образовательном учреждении, в любом образовательном пространстве. Игнорирование данного фактора – причина неэффективности деятельности профилактической направленности. Компетенции, значимые для субъектов профилактической деятельности, не формируются сами по себе – стихийно. Это – управляемый процесс. Когнитивная (знаниевая) составляющая – атрибут, неотъемлемая составляющая готовности студентов, учащихся к работе. Обучение должно проходить по специально разработанной программе исключительно в интерактивной форме. Современные педагогические технологии – то, что способно реализовать новое профилактически ориентированное содержание занятий….. Необходимость развития условий для формирования жизнестойкости в целом, готовности к работе профилактической направленности – в частности. Акцент – на формирование и развитие умений, значимых для волонтёра, субъекта профилактической деятельности.
  2.  Системный характер профилактической работы по предупреждению зависимости – алкогольной, никотиновой (табакокурение), наркотической, иной….  – обязательное условие. Проектная деятельность (разработка проектов социальной значимости) – одна из форм работы … Эволюция – от индивидуальных проектов до общих, объединяющих группу студентов, учащихся, колледжей, техникумов, школьников  … Приоритетность воздействия на эмоциональную, аффективную и мотивационную сферы личности в работе. Доминанта – обеспечение условий для оказания психологической поддержки молодым людям. Актуальность принципа «от сверстника – сверстнику». По нашему мнению, такая система работы может и должна быть управляемой специалистами, готовыми к решению профилактических задач: эта деятельность требует не только формальной сертификации, она предполагает наличие опыта в преодолении трудностей по предупреждению рисков для подростков, учащихся, самих студентов; помимо мотивационной, эмоциональной  сторон вовлеченности в профилактическое движение, требует рефлексии, интуиции, импровизации. Мы имеем в виду мотивацию молодых людей на поведение, свободное от болезни, страха, зависимости. Как в условиях волонтерской деятельности предпринимать попытки изменения условий для воздействия на мотивационную, волевую сферу личности?

    Вне поддержки администрации образовательных учреждений, сотрудников работа профилактической направленности, инициируемая молодыми людьми, не может состояться как эффективная. Работа на результат – в условиях работы профилактических постов в образовательном учреждении, Ситуационного профилактического центра университета, института, техникума, школы. Работа над социально значимым проектом должна быть выстроена.